Программа дополнительного образования 2024-2025уч.год

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1
от 23.08.2024 г.

Утверждено приказом
заведующего МБДОУ
«Бондаревский д/с
«Солнышко»
от 02.09.2024г.
Приказ № 56

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 – 7 ЛЕТ)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Бондаревский детский сад «Солнышко»

с. Бондарево
2024 г.

Содержание:
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты освоение детьми Программы
Критерии и формы оценки качества знаний

3
3
4
4
5

1.5.

Содержание программы

5

1.6.
1.7.
1.8.
2.
2.1
2.2.

Учебный план
Возрастные особенности детей
Краткая информация об образовательной организации
Содержательный раздел
Календарный учебный план
Взаимодействие с родительской общественностью и социальными
партнерами
Организационный раздел
Организационно – педагогические условия
Кадровое обеспечение программы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Список литературы
Рабочие программы (Приложения № 1 ,2, 3,)

6
6
11
12
12
12

3.
3.1.
3.1.1.
3.1.2.
3.1.3.

13
13
13
13
14
15

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным
направлением развития дошкольного учреждения. Оно по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично
сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и
свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы
работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Дополнительная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Бондаревский детский сад «Солнышко» (далее - Программа, ДОУ)
разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября
2013 г. № 1155 (с изменениями - Приказ Минпросвещения РФ № 31 от 21.01.2019г.);
- Санитарные правила (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. № 2);
- Устав ДОУ.
Концепция Программы во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его
творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация работы с детьми
строится на основе концепции развития способностей, принятой в отечественной психологии.
Психологи выделяют три типа познавательных способностей:
• сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют детям решать не
только образные, но и логические задачи (классифицировать объекты, выстраивать причинноследственные связи);
• способности к символическому опосредованию, которые помогают ребенку выразить свое
отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а к концу
дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для
выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;
• способности к преобразованию, которые позволяют детям создавать новые образы путем
преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах
действительности.
В основу программы заложены следующие принципы:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека, самоценность детства
- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; - уважение
личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде
всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
3

- комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого
ситуации успеха;
- погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается
путем использования в работе активных методов и форм обучения;
- опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной
вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение
работоспособности;
- постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к
самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;
- вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы,
типов творческих заданий, материалов, техники и др.;
- индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей
творческую активность ребенка атмосферы, учет индивидуальных психофизиологических
особенностей каждого ребенка и группы в целом;
- принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на
доброжелательной и доверительной основе;
- принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка
дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных. По способу
организации своего содержания
Программа является модульной, составленной из самостоятельных, устойчивых целостных
дополнительных общеобразовательных программ с художественной и естественнонаучной
направленностью.
Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет,
направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому
кружку разработана рабочая программа, авторами, которых являются педагоги МБДОУ
«Бондаревский детский сад «Солнышко»
1.2. Цель и задачи
ЦЕЛЬ:
Создание условий для развития всех сфер личности дошкольника (интеллектуальной,
мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.)
ЗАДАЧИ:
• Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой
активности в различных видах деятельности.
• Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной
деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
• Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.
• Укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
• Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через
совершенствование разнообразных форм устной речи.
• Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития
ребёнка - дошкольника.
• Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
1.3. Планируемые результаты
Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- обеспечению доступности и равных возможностей в получении дополнительного образования
детей,
- создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей ребенка в
интересной для него деятельности,
- увеличению доли одаренных детей в различных видах творческой и познавательной
деятельности,
- улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой
работы в ДОУ,
- раскрытие творческого потенциала детей,
4

- знание особенностей образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (известных
достопримечательностей), сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
- расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов
несовершеннолетних воспитанников;
- выявление одарённых детей и формирование мотивации успеха;
- повышение роли дополнительного образования в деятельности дошкольного учреждения; вовлечение в различные виды деятельности большего количества несовершеннолетних
воспитанников;
- обеспечение поддержки разнообразия детства;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности
В результате обучения по данной программе предполагается:
- овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками;
- выявление и осознание ребенком своих способностей;
- формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- приобщение к нравственным устоям православной культуры;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
- овладение навыками культуры общения;
- улучшение своих коммуникативных способностей;
- приобретение навыков работы в коллективе.
1.4. Критерии и формы оценки качества знаний
Диагностика проводится два раза в год, в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики: выявление уровня развития способностей детей, а так же степень овладения
ими необходимыми умениями и навыками в различных видах деятельности (начального и
конечного уровня динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий в условиях выполнения обычных
и специально подобранных заданий. На конец каждого года обучения делается мониторинг
результатов освоения программы. По результатам мониторинга проводится анализ и определяются
задачи на новый учебный год.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- итоговое занятие
- организация выставок детских работ для родителей (законных представителей);
- тематические выставки в ДОУ.
1.5. Содержание программы
Приоритетным является обеспечение равного доступа детей к дополнительному образованию.
Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по
следующим направлениям:
1. Художественная направленность – кружок «Цветные ладошки».
2. Естественнонаучная направленность – кружок «Мы познаем мир».
3.Естественнонаучная направленность – кружок «Скоро в школу».
Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы,
учитывая оснащенность и специфику образовательной деятельности. Все темы занятий кружков,
входящие в Программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала
и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и
получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы
на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

5

1.6. Учебный план

№

Название

Младшая
группа

Средне старшая
группа

Старше –
подготови
тельная
группа

Формы аттестации/
контроля

«Цветные
ладошки»

2

«Мы познаем
мир»
«Скоро в
школу»

3.

Всего:

1

Продолжительность
в минутах

4

Год

Месяц

Неделя

Год

Месяц

4

Неделя

1

Год

Месяц

1

Неделя

Периодичность (количество)

Художественная направленность
Организация выставок детских работ
для родителей.
Естественнонаучная направленность
1 4 34
Тематические выставки.
34

34

Не более
20 мин.

1

4 34

Не более
25 мин.

1

4

34

1

4

34

Итоговое занятие

Не более
30 мин.

1.7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
3-4 года
Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в
отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. В 3 года или чуть раньше любимым
выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого – характерная черта
кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких
чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное
отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он
может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков,
хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия
и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся
ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может
провоцировать небезопасные способы поведения. Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и
правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно»,
«нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и
правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение
требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети
этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а
обращаются с жалобой к взрослому.
Ребёнок четвёртого года жизни начинает осваивать гендерные роли и гендерный
репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с
представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной
6

принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх,
игрушках, причёска и т. д.).
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка
приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в
соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания,
недостаточной сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается,
оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность во взаимодействии со
взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым,
который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В
общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои
познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается
интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения
детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом
проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в
качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные
игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются
новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим,
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах
деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами
предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и
усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные
эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми
сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования
объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству
(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов
(одежда, посуда, мебель).
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные
изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные
виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых
высказываниях.
Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый
привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.
Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет
речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но
привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и
не отвлекается.
4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.
Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством
физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает
довольно высокая возбудимость.
Дети этого возраста ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у
них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя
вести. Поэтому они обращаются к сверстнику, когда тот не придерживается норм и правил, со
словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. К 5-и годам дети без напоминания взрослого
7

здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого,
вежливо обращаются к нему.
Наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания
взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Дети этого возраста имеют дифференцированное представление о собственной
гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки,
а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии
с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь,
внучка, сестра, мать, женщина.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и
воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает
представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение
имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей
формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться
правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды
деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся
сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и
устойчивыми.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к
интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем?
для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в
форме сложноподчиненных предложений.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать
небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых
событиях из личной жизни.
Важнейшим новообразованием данного возраста является выход сознания за пределы
непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в
первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение
носит внеситуативно - деловой характер.
Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре.
Мнение сверстника приобретает особую значимость.
Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. В этом возрасте, как ни в
каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки
5-6 лет
Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои
предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно
играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном
дифференцируются более четко.
На шестом году жизни у ребёнка формируется система первичной гендерной
идентичности. Продолжает развиваться дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности
проявления чувств, эмоций, специфика тендерного поведения). Дошкольники оценивают
свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью. Замечают проявления
женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально
одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с
8

удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и
других видах деятельности.
В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения – формируется
возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые
раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,
доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в
комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм
и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно
играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте
возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Развивается
соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха
взрослых).
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
К этому периоду жизни накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает
интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со
сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность
среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять чтолибо, старший дошкольник может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может
запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая
функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои действия,
рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает заранее
организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не
очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём
памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания
дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут
выступать карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным
(продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от
практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и
вымышленное.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него
появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:
интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство; любознательность; чувство
юмора; удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы.
6-7 лет
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их
избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская
дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и
людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, участвуют в ситуациях
общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом могут
внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Однако в
общении и взаимодействии отмечается стремление в первую очередь проявить себя, привлечь
внимание других к себе.
9

Дети этого возраста способны давать определения некоторым моральным понятиям
(«Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко
их различать (положительная окрашенность слова «экономный» и отрицательная - слова
«жадный»). Могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом
плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего
принуждения, отказаться, от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социальнонравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В процессе усвоения нравственных
норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия,
сочувствие.
При организации совместных игр используют договор, умеют учитывать интересы других,
в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Способны отражать достаточно
сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. Могут по
ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. В
соответствии с сюжетной линией вступают во взаимодействие с несколькими партнёрами по
игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей
этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по
содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого
человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его
эмоциональных переживаний.
Поведение детей начинает регулироваться на основе представлений о том, что хорошо и
что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и
возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство
удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда
нарушает правила, поступает плохо.
У детей седьмого года жизни уже сформирована достаточно высокая компетентность в
различных видах деятельности. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности
принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Попытки
самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе
развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной
литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки
использовать их самостоятельно.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более
характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат
деятельности, чем поведение.
Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее,
ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов,
в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков
мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени,
чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая
проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и
т. д.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без
специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут
самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом
простейший механический способ запоминания - повторение. Если задачу на запоминание
ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события
рассказа.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на
10

стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или
услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их
воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так,
например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При
придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети седьмого года жизни не только
удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Рабочие программы представлены в приложениях № 1,№ 2,№ 3.
1.8. Краткая информация об образовательной организации
Все дополнительные образовательные услуги в ДОУ оказываются бесплатно.
Руководителями модулей являются педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты).
Группы детей, формируются педагогами в начале учебного года. Прием воспитанников на
обучение осуществляется на основе свободного выбора детьми любого направления,
родителями (законными представителями ) из числа предложенных педагогами для каждой
конкретной возрастной группы. ДОУ взаимодействует с другими образовательными
организациями и учреждениями культуры, сотрудничество и взаимодействие с которыми,
может разнообразить формы образовательной деятельности:
- Дом культуры (участие в районных конкурсах, выставках).
- Сельская библиотека.
- МОУ «Бондаревская СОШ»

11

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Группы детей формируются педагогами с предоставлением ребёнку и родителям права
свободного выбора деятельности из предложенных для каждой конкретной возрастной
группы.
Состав объединений(модулей)комплектуется в сентябре.
Наполняемость зависит от особенностей детей целей, задачи специфики предстоящей
деятельности.
Состав каждого модуля формируется только из числа детей, посещающих одну группу
(Санитарные правил нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды обитания»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021г. № 2);
Образовательный процесс с детьми организуется во второй половине дня,1 раз в
неделю.
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года

Начало учебного года:02.09.2024 г
Окончание учебного года: 30.05.2025 г.
34 недели

Сроки реализации
Программы дополнительного образования
Недельная образовательная нагрузка
Не более одного раза в неделю
Продолжительность занятий
•
Младшая группа–не более 15 минут;
• Средне – старшая группа–не более 25 минут;
•
Старше - подготовительная –
группа – не более 30минут
Срок аттестации
------------------Сроки проведения каникул
Летний оздоровительный период:
0.06.2025г.-29.08.2025г.
2.2. Взаимодействие с родительской общественностью и социальными партнерами
При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент ставится на
воспитание субъектной позиции родителей, формирование их воспитательной
компетентности. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а к
обогащению ее теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической системе
дошкольного образования.
Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного
образования:
• Приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе;
• совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию;
• педагогические беседы с родителями;
• тематические консультации (по запросам родителей);
• собрание, круглый стол с родителями (с применением дистанционных
технологий).
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет следующие
функции:
• воспитательно – развивающая – привлечение родителей для активного участия в
воспитательно – образовательном процессе;
• просветительская-совместныйпоискпсихологопедагогическихметодовэффективноговоздействияна ребенка в процессе приобретения
им навыков и умений;
• коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,
12

опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
• охранно-оздоровительная–создание условий для содержательного и безопасного
развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Ведущие методы организации взаимодействия:
• методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов,
идеалов): беседы, личный пример взрослых;
• методы организации деятельности и формирование общественного поведения:
общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
• методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение,
благодарность, одобрение;
• методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов
деятельности.
Использование активизирующих методов и приемов:
• метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую
грамотность родителей;
• метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагогродитель»;
• метод совместных действий, основанный на выполнении родителями педагогом
совместных действий, заданий;
• метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения
родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
• метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно - педагогические условия
Воспитательно – образовательный процесс, строится с учетом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения
задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от
способностей детей, их интересов и желаний, времени года и др. факторов.
Педагоги в течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и актуальные
потребности, поэтому могут формировать содержание обучения походу образовательной
деятельности.
Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Решение
задач развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов
отдельного ребёнка или группы детей.
3.1.1. Кадровое обеспечение программы
Реализовывать программу может педагог, обладающий компетентностью в преподаваемой
области и соответствующей требованиям Профессионального стандарта, мотивированный на
непрерывное повышение квалификации, инновационное поведение
3.1.2. Условия реализации программы
Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном
помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и
меняться в зависимости от поставленных задач.
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий
основной общеобразовательной программы. Программа предполагает широкое использование
иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий,
дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для
создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией
детского творчества и итогом работы педагога. В проведении кружковой работы используются
разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше
свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном
13

участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания,
экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.
Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим
показателям:
- результативность работы кружка, по уровням развития ребенка;
- участие в конкурсах и выставках творческих работ.
Методическое обеспечение
1. Наличие утвержденной программы дополнительного образования.
2. Перспективное планирование.
3. Наглядные пособия, образцы изделий.
4. Расходные материалы (цветная бумага, краски, масса для лепки, пластилин, крупа, соль и
т.п.)
5. Специальная литература (журналы, книги, методические пособия, справочная литература).
6. Диагностический инструментарий.
Педагоги пользуются учебным материалом методических пособий указанным в программе
дополнительного образования. Занятия в группах первого года обучения начинаются 1
сентября. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в основном, во второй половине дня.
Длительность занятий в соответствии с требованиями (СанПиН 2.4.3648-20) устанавливается в
пределах: младший возраст -15 минут, средний возраст лет - 20 минут, старший возраст 5-6
лет 25 минут, старший возраст 6-7 лет – 30 минут. Основная форма организации
образовательного процесса – занятия. На занятиях активно используется игровая деятельность.
В работе используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу
сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для детей.
Формы занятий:
Занятия (групповые, индивидуальные):
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3
видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических
игр);
- итоговые.
Педагоги применяют на занятиях следующие методы обучения: - словесный - наглядный практической работы - исследовательский - наблюдение и др.
3.1.3. Материально-техническое обеспечение программы.
Помещения: Музыкально – физкультурный зал, групповые помещения.
Технические средства обучения: Мультимедиа, ноутбук, проектор, музыкальный центр.

14

Список литературы:
1. Волина В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. –
448 с.
2. Гризик Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие / Т. И. Гризик. – М.:
Просвещение, 2011. – 48 с.
3.Жукова О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе: учебная литература / О. И.
Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
4. Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М., 1998.
5. Козырева Н.А. Умнеем – играючи: Развивающие игры по сюжетам сказок для детей от 3 до 7
лет. – СПб., 2000.
6. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996.
7. Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост. И. Н. Чеплашкина,
Н. Н. Крутова / под ред. З. А. Михайловой. – СПб., 1999.
8. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003.
10. Козлова Ю. Ю. «Забавная аппликация в помощь родителям и воспитателям.» - Ростов
н/Дону: Феникс,2013-10с.; ил.-(школа развития).
11. Петрова И. М. «Объемная аппликация»: Учебно- методическое пособие,- СПб.; «ДетствоПресс»,2008,-48с.
12. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт. Сост. Е.В. Полозова. Учебнометодическое пособие для воспитателей и методистов. -ЧП. Лакоценин С.С016,-15., Воронеж
2007.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду 2 мл. группа. (Обп. область
«Художественно -_эстетическое развитие»); учебно-методическое пособие. -М.: Издательский
дом «Цветной мир», 2016. -152с.перераб, и доп.
14. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Методическое пособие. Москва Издательство
Мозаика - Синтез -2009 г.
15. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры -занятия для дошкольников .
Москва. Творческий центр СФЕРА -2010 г.
16. Плешаков А. А. Зеленая тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Москва.
Просвещение-2010.
17. Плешаков А. А. и Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Москва.
Просвещение-2011.
18. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий. Познавательное развитие. Учебнометодическое пособие. Воронеж -2008 г.
19. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир» Окружающий мир для дошкольников
Москва. ООО Баласс -2008 г.
20.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. Москва
Творческий центр СФЕРА -2010 г.
21. Иванова А. И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Москва. Творческий центр СФЕРА -2010 г.
22. Яценко И. Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. Москва. «ВАКО»
Интернет – ресурсы
1.Азаматова О. В. Программа дополнительного образования по психологической подготовке
детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет),
http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2012/06/06/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-popsikhologicheskoy-podgotovke

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"БОНДАРЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ
САД "СОЛНЫШКО"

15

Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БОНДАРЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БОНДАРЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО", c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БОНДАРЕВСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО", email=beyavip@gmail.com
Дата: 2024.09.23 14:45:26 +07'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

dou19143@r-19.ru

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».